Выражаясь языком художников можно сказать, что любой плод человеческой деятельности подчиняется пяти критериям:
- Художественный замысел
- Художественный образ
- Эмпатия или эмоциональность
- Художественное исполнение
- Художественное своеобразие
Наличие соответствия 4-м или 5-ти критериям определяет художественное произведение. Произведение 5-ой степени мы называем шедевром.
В своей работе основной целью перед собой я ставлю достижение максимального профессионализма в исполнении поставленных заказчиком условий. На первый взгляд может показаться, что такая позиция является ничем иным как удовлетворением собственных дизайнерских амбиций. Когда-то один заказчик, к которому я отношусь с глубочайшим уважением, сказал мне, что он не хотел бы вместо своего салона-оптики получить выставочный салон «шедевров» Павла Селезнёва. Его слова с тех пор являются для меня своеобразным маяком в бушующем море дизайнерских изысканий. Профессионализм – это тонкий и холодный расчет, учитывающий огромное количество производных, это эстетические факторы и факторы психологии восприятия, условия эргономики, маркетинга и мерчендайзенга (если речь идёт о магазинах или ресторанах), территориальное расположение объекта, архитектурные особенности, профессиональный уровень заказчика, его специализацию, ориентир его бизнеса и многое-многое другое.
Поэтому каждый раз свою работу я начинаю с досконального изучения тематики, над которой работаю. Так, например, работая над интерьерами ресторанов, я вынужден был заняться и проектированием барных стоек. В ходе своих исследований я выяснил, что в природе существуют барные стойки различные по-своему строению и функциональности. Я их разбил на три группы:
- Домашние или бытовые барные стойки. Это стойки, которые исполняют роль разграничения пространства жилого интерьера на зоны. Поэтому основная их функция: декорирование самого интерьера. Для них важна безупречность внешнего вида, как с лицевой стороны стойки, так и с внутренней. Иногда эти стойки служат местом разлива и распития напитков.
- Буфетные стойки. Это стойки уже производственного уровня. Они не только отгораживают производственную зону помещения от потребительской, но сами являются местом производства работ по приготовлению простейших блюд и напитков, и также продажу готовых. Буфетные стойки, как правило, комплектуются либо рекламными стендами, либо холодильными витринами. Они рассчитаны на кратковременное обслуживание клиента и на его массовость.
- Классические барные стойки или профессиональные. Их функция довольно обширная. Они являются не только производственным оборудованием, но и местом обслуживания клиентов. Они рассчитаны на непосредственное общение работника бара (бармена) и посетителя. Задача бармена «зацепить» клиента и при непосредственном общении продать ему не только товар, но и свои услуги. Профессиональная барная стойка помимо производственных функций выполняет роль территории, на которой происходит некоторое представление, шоу. Поэтому к этой стойке предъявляются особые требования. Она должна быть максимально удобна как для работы бармена, так и для клиента (зрителя). В её конструкции необходимо учитывать все особенности эргономики человеческого тела, так как за этой стойкой человек не только распивает напитки, но и употребляет блюда всего меню, от первых блюд до десерта.
К сожалению, современные российские производители барных стоек выпускают лишь стойки буфетного типа, пренебрегая стойками третьей группы. Эти стойки встречаются крайне редко и выполняются, как правило, кустарным образом усилиями самого заказчика. Даже в таких знаменитых и дорогих ресторанах как «Пушкин» и «Турандот» находятся барные стойки буфетного типа.
Как правило, работая над магазином или рестораном, приходится сталкиваться с тем, что сам заказчик плохо себе представляет масштабность мероприятия, которое сам и затеял. В таких случаях моя работа совсем не ограничивается простым созданием дизайн-проекта интерьера или мебели. Мой профессиональный опыт позволяет увидеть и проанализировать недоработки в построении бизнеса заказчика, и предложить ему пути их устранения. Спектр таких проблем обширный, от формирования миссии компании, до организации благоприятной экологии в коллективе. Иногда я предлагаю воспользоваться опытом его коллег, которые уже были моими клиентами, иногда приходится разрабатывать совершенно нестандартные решения. Таким образом, сотрудничество со мной для заказчика оборачивается выходом его бизнеса на принципиально новый уровень.
Ещё одной особенностью стиля моей работы является правило: «не брать деньги за то, чего ещё нет». Я не одобряю своих коллег дизайнеров, которые в первую очередь берут деньги с заказчика, в виде предоплаты, и лишь затем начинают думать над его проблемой.
Моя работа строится по ступенчатому графику. На первом этапе я получаю от заказчика техзадание. Оно включает в себя размеры помещения (можно от руки), фотографии помещения, описание характера заказа и пожелание самого заказчика. После этого я подготавливаю пакет коммерческих предложений. На основе полученного тех.задания я формирую концептуальную идею будущего изделия или интерьера. Изготавливаю от руки наброски и предварительно прорабатываю технологию изготовления. Если речь идёт о крупном объекте, таком как интерьер ресторана или магазина не менее 150 кв.м., то более детальное первоначальное формирование пакета предложений стоит 6000 рублей, в других случаях эта услуга предоставляется заказчику бесплатно. Вместе с презентацией набросков заказчику объявляется стоимость всех проектных работ. После утверждения заказчиком концепции, берется предоплата за проект в размере 50%. После окончания проекта и утверждения его заказчиком, если есть необходимость, я обсчитываю и привлекаю подрядчика с моей стороны, затем заказчик окончательно оплачивает проект. Но бывают случаи, когда эта схема изменяется. Сам проект, при окончательном расчёте, передаётся заказчику, как на бумаге, так и в электронном виде.
Для меня не существуют большие или маленькие заказы, для меня не существуют интересные или не интересные объекты, у меня утрачены мои профессиональные интересы, у меня нет цели - поразить заказчика, для меня лишь существует его интерес, и я всегда даю ему то, что ему нужно.